Четверг, 23.11.2017, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка

Бауло Елены Михайловны


Меню сайта
Вход
E-mail:
Пароль:
Поиск

ГИА

Как писать сочинение-рассуждение
 на лингвистическую тему
http://www.vishime.ru/blogs/2010/02/14/kak-pisat-sochinenie-rassuzhdenie-na-lingvistiches/

 
Зачем нужна орфография?

     Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

      Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать , нужно знать орфографические правила.

      В тексте Ю.Бондарева встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении 2 («Стояла поздняя осень…») употребляется слово «поздняя» с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте Ю.Бондарева таких слов встретилось несколько: сердце, несчастливы, лестничной.

     В предложении 6 («Шёл уже первый час ночи…») встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.

     Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным.




Зачем нужна пунктуация?

      Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию  в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

      Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены  в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок.  Здесь верно служат точка и  многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на  предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной  интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А  другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

    Во-вторых, знаки препинания выделяют  определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

    Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им  знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять  ход, делать  короткие или длительные  остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция  речи не выполнена.  Так что, без пунктуации  никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко  передавать свои мысли и понимать мысли других.

 

Зачем нужно тире? 

http://otvet.mail.ru/question/41021364/

Тире – отделяющий знак очень широкого употребления. Оно означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Например: Самый ужасный из местных ветров - новороссийская бора (Пауст.); Кроме того, приходилось посылать деньги одной тетке во Владивосток, а другой - в Киев (Пауст.).

Вторая функция тире - смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически; в конечном счете это тоже фиксация своеобразных пропусков. Например: Она вспомнила Винклера - мертвая тоска внезапно сжала ей сердце.
Тире может быть и показателем "неожиданности" - смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т.д.). Например: Казалось еще одна минута - и конвойные бросятся к нему (Пауст.); И когда был еще один скачок рассвета - бледное пятно оказалось лицом человека (Пришв.).
Как формальный знак-разграничитель, тире употребляется, например, при оформлении прямой речи, при разграничении реплик диалога: - Ты очень устал, Ефим? - Я не могу быть усталым, я должен работать весь день... (Пришв.).


Таким образом,функции тире многообразны и знать их просто необходимо.



Календарь
Облако тэгов
Опрос
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0